Защита прав в исполнительном производстве;Защита прав работника в связи с увольнением;Изменения трудового законодательства;Льготы на оплату комиссионного вознаграждения при внесении платежей за ЖКУ;Меры по противодействию коррупции организаций;Уголовная..
Защита прав в исполнительном производстве
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для идентификации должника применяются идентификационные признаки, а именно: для граждан — это фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, а для должника также — дата и место рождения, место работы (если они известны), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также — идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен).
При получении судебными приставами исполнителями из регистрирующих органов информации в отношении лиц, имеющих одинаковые анкетные данные, может возникнуть проблема об ошибочной идентификации.
В данном случае после получения уведомления о возбуждении исполнительного производства или списания денежных средств со счета, гражданину необходимо обратиться в Федеральную службу судебных приставов и прояснить возникшую ситуацию путем уточнения идентифицирующих данных (это ФИО, дата рождения, место рождения, данные ИНН, СНИЛС, паспорта и т.д.).
Направить соответствующее обращение можно через онлайн-сервис «Интернет-приемная ФССП России». При этом в поле электронной формы «Тема обращения» нужно выбрать пункт «Я двойник!».
После того, как запрошенные документы будут получены и выяснится, что гражданин является «двойником» истинного должника, судебный пристав-исполнитель, который возбудил исполнительное производство, должен сразу отменить все ошибочно наложенные на гражданина ограничения, в том числе, принять все меры, чтобы несправедливо списанные/удержанные деньги были возвращены.
Защита прав работника в связи с увольнением
Незаконные действия работодателя могут быть обжалованы в государственную инспекцию труда, которая осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере труда.
На основании заявления (обращения) работника инспекция может провести внеплановую выездную проверку работодателя и при установлении очевидного факта нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание (например, об отмене приказа о вашем увольнении), а также возбудить дело об административном правонарушении и привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Также работник вправе обратиться с заявлением (жалобой) о нарушении законодательства в прокуратуру. Кроме того, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав уволенного работника, если последний по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд сам. Также прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по делам о восстановлении на работе.
Подача жалобы в указанные государственные органы не препятствует обращению работника за защитой своих прав в суд, а если по вопросу увольнения есть неурегулированные разногласия между работником и работодателем, то индивидуальный трудовой спор рассматривается исключительно судом
В суд могут быть заявлены требования, в частности, о восстановлении на работе либо изменении даты и формулировки причины увольнения, о взыскании заработка за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда. Такие споры рассматриваются в порядке искового производства районными судами по месту жительства работника, либо по адресу (месту жительства) работодателя, либо по месту исполнения трудового договора, если таковое в нем указано. Срок подачи искового заявления в суд - месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности).
При наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
При пропуске по уважительным причинам указанного срока он может быть восстановлен судом (ч. 5 ст. 392 ТК РФ).
Также стоит учесть, что работники освобождаются от уплаты госпошлины и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ; ст. 89 ГПК РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
Изменения трудового законодательства
Согласно изменениям, внесенными в соответствии с Федеральным законом от 07.04.2025 № 63-ФЗ, неоплачиваемый отпуск сроком до 35 календарных дней в году может предоставляться для ухода за лицом, получившим ранение или заболевание, связанное с прохождением военной службы.
Так, отпуск предоставляется родителям, супругам и детям военнослужащих, добровольцев, сотрудников некоторых правоохранительных органов, получивших ранение, контузию или увечье, либо заболевание, связанное с прохождением военной службы (службы) или исполнением обязанностей по контракту, в целях осуществления ухода за ними в соответствии с медицинским заключением.
Также уточнен перечень лиц, которые могут получить отпуск без сохранения заработной платы сроком до 14 дней в случае гибели военнослужащего (добровольца, сотрудника правоохранительных органов) или смерти после ранения (контузии, увечья, заболевания).
Кроме того, изменения в трудовом законодательстве коснулись прав несовершеннолетних.
Так, с 1 сентября 2025 года работодатели вправе привлекать лиц в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой.
Льготы на оплату комиссионного вознаграждения при внесении платежей за ЖКУ
С 01.07.2024 вступил в силу Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ, согласно которому комиссию за оплату услуг ЖКХ не могут взимать с граждан льготных категорий.
К льготным категориям граждан, которые освобождаются от уплаты комиссионного вознаграждения при оплате жилищно-коммунальных услуг отнесены многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, члены семей погибших ветеранов и участников ВОВ.
Данный перечень льготников установлен распоряжением правительства Российской Федерации от 27.04.2024 №1059-р.
Изменения жилищного законодательства в части освобождения льготных категории граждан от уплаты комиссионного вознаграждения распространяются на кредитные организации (банки), платежных агентов, и не распространяется на организации почтовой связи.
Меры по противодействию коррупции организаций
Под противодействием коррупции понимается, в том числе деятельность организаций по ее предупреждению (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон).
Организации в силу ст. 13.3 Закона обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать в себя следующее: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В рамках данных требований надлежит разрабатывать и утверждать антикоррупционные документы, такие как, кодекс этики и служебного поведения работников, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также планы по противодействию коррупции.
Деятельность организации по предупреждению коррупции должна быть направлена прежде всего на введение элементов корпоративной культуры, правил и процедур, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
01.01.2025 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
01.01.2025 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которым гражданам, являющимся инвалидами I группы (за исключением инвалидов с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода) либо достигшим возраста 80 лет, устанавливается надбавка на уход к пенсии в размере 1200 руб. в месяц.
Надбавка устанавливается без истребования от пенсионера каких-либо заявлений или подтверждающих документов, на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений о гражданине, признанном инвалидом, содержащихся в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».
При установлении одновременно двух пенсий (по старости и инвалидности) надбавка будет установлена только к одной из пенсий.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения об установлении надбавки на уход извещает об этом гражданина или его законного представителя.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Потребителям необходимо складировать твердые коммунальные отходы в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Способы складирования ТКО:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Запрещается организовывать места (площадки) накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.
Накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 6.35, 8.2, 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами (статья 248 УК РФ), загрязнение вод (статья 250 УК РФ), загрязнение атмосферы (статья 251 УК РФ), загрязнение морской среды (статья 252 УК РФ), порча земли (статья 254 УК РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений (статья 261 УК РФ).
Уголовная ответственность за продажу несовершеннолетним никотинсодержащей продукции
Федеральным законом от 28.12.2024 № 515-ФЗ внесены изменения в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу с 08.01.2025 - а именно наряду с уголовной ответственностью за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции введена уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, если это деяние совершено неоднократно.
Неоднократной розничной продажей несовершеннолетнему признаётся розничная продажа лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. За указанное деяние лицо наказывается штрафом в размере от 50 т.р. до 80 т.р. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 6 месяцев либо исправительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Ответственность за распространение «фейковой» информации
Под «фейковой» информацией в российском законодательстве понимается заведомо недостоверная общественно значимая информация, распространяемая в сети «Интернет» и средствах массовой информации, под видом достоверных сообщений и создавшая определенную угрозу жизни или здоровью граждан, имуществу, общественному порядку и общественной безопасности.
Действующим законодательством за распространение недостоверной или «фейковой» информации предусмотрены административная и уголовная ответственность.
В соответствии с частями 9, 10 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за распространение «фейковой» информации предусмотрена ответственность граждан в виде штрафа от 30 до 300 тыс. рублей.
Публичное распространение заведомо ложной информации в определенных случаях может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность: статьи 207.1, 207.2 и 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За публичное распространение заведомо ложной информации с учетом тяжести наступивших последствий предусмотрено наказание, в частности, в виде штрафа от 300 тыс. до 5 млн. рублей, а также лишения свободы на срок до 15 лет.
С 1 января 2025 года расширен перечень граждан, которым положена пенсия по потере кормильца
С 1 января 2025 года к нетрудоспособным членам семьи отнесены также супруги военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) вследствие военной травмы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, не вступившие в повторный брак, занятые уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 23 лет и имеющими право на пенсию по потере кормильца, независимо от возраста, трудоспособности, выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Внимание! Мошенники используют новые схемы телефонного обмана, в том числе, для обмана пенсионеров и инвалидов
- Мошенники звонят гражданину по телефону или через мессенджер и сообщают, что его денежные средства якобы пытаются похитить.
Для решения проблемы предлагают установить фейковое приложение Центрального Банка Российской Федерации.
Затем злоумышленники просят запустить приложение и ввести код подтверждения от банка якобы для авторизации. Именно так мошенники получают необходимые им данные карты.
- Мошенники звонят, представляясь сотрудниками страховых компаний и сообщают о необходимости продления полиса ОМС.
Для дистанционного обновления предлагают скачать приложение Министерства здравоохранения РФ, которое на самом деле фейковое и позволяет получить удаленный доступ к смартфону, а также интернет-банку и порталу «Госуслуги».
Граждане, будьте бдительны! Если поступил такой звонок, незамедлительно прекращайте разговор и перезвоните в службу безопасности банка, службу поддержки страховой компании, чтобы уточнить необходимую информацию.
Установление самозапрета на кредиты
С 01.03.2025 у граждан появилась возможность обезопасить себя от мошенников, которые с помощью украденных документов и персональных данных могут оформить на их имя кредиты или займы - на портале «Госуслуги» заработал сервис для установления самозапрета на кредиты, с 1 сентября ввести такой запрет возможно также через МФЦ.
Услуга предоставляется бесплатно.
Поданное заявление рассматривается в течение двух календарных дней. Уведомления об установлении запрета приходят в личный кабинет четырех квалифицированных бюро кредитных историй. На следующий день после получения первого из них самозапрет начнет действовать.
Самозапрет распространяется на те виды кредитов, при выдаче которых велика вероятность мошеннических действий. Это – потребительские кредиты (займы), которые выдают гражданам, в том числе микрозаймы.
Установлены сроки освоения земельных участков из состава земель населенных пунктов
С 01.03.2025 вступили в силу новые требования к правообладателям земельных участков, которыми установлено, что срок освоения земельного участка из состава земель населенных пунктов составляет три года, за исключением случаев, предусмотренных ст. 85.1 Земельного кодекса РФ.
Законодателем введено понятие освоения земельного участка, под которым понимается выполнение правообладателем земельного участка одного или нескольких мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Перечень таких мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правообладатель земельного участка из состава земель населенных пунктов приступает к использованию этого земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием со дня приобретения прав на него, а в случае, если требуется освоение этого земельного участка, не позднее трех лет с указанной даты, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 85.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, помимо предусмотренной ст. 8.8 КоАП РФ административной ответственности, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет.
Прокуратура разъясняет
«ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ»
В весенне – летний период 2024 года на территории Тогучинского района выросло количество случаев гибели людей на водных объектах.
При нахождении возле водоемов граждане обязаны соблюдать требования безопасности.
В соответствии с п. 4.2 Правил пользования Пляжами в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 30.09.2020 № 732, посетителям пляжей запрещается, в том числе:
- заплывать за буйки, обозначающие границы зоны купания.
- плавать на предметах (средствах), не предназначенных для плавания (в том числе досках, бревнах, лежаках).
- срывать или притапливать буйки, менять местоположение ограждений, обозначающих границы зоны купания, прыгать в воду с не приспособленных для этих целей сооружений.
- оставлять без присмотра детей независимо от наличия у них навыков плавания.
Помимо этого, согласно п.29 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Новосибирской области, утвержденных постановлением Правительства области от 10.11.2014 № 445-п (далее – Правила), на пляжах и в других местах массового отдыха запрещается:
- купаться в местах, где выставлены соответствующие запрещающие знаки;
- подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам;
- купаться в состоянии опьянения.
Согласно п.31 Правил, взрослые обязаны не допускать купание детей в не установленных для этих целей местах, а также не допускать других нарушений требований, установленных действующим законодательством, приказом МЧС России от 30.09.2020 № 732 и настоящими Правилами.
Нахождение несовершеннолетних возле водных объектов без родителей (законных представителей) недопустимо и может повлечь привлечение виновных лиц к административной, уголовной ответственности.