Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет изменения, внесенные в земельное законодательство
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет изменения, внесенные в земельное законодательство
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2025 № 294-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2026 года на правообладателей земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия по защите земель от распространения опасных видов инвазивных (чужеродных) растений и их уничтожению.
К опасным видам инвазивных (чужеродных) растений относятся жизнеспособные растения любых видов, сортов или биологических типов, которые обитают за пределами своего естественного ареала и распространение, и численность которых создают угрозу окружающей среде, жизни или здоровью граждан, сохранению естественных экологических систем, биологического разнообразия и причиняют вред отдельным отраслям экономики.
Мероприятия по охране окружающей среды от распространения опасных видов инвазивных (чужеродных) растений и уничтожению таких растений должны проводиться способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием энтомофагов (то есть насекомых снижающих популяцию растений определенного вида).
Предусматривается, что не проведение мероприятий по защите земель от распространения опасных видов растений и уничтожению таких растений может являться основанием для принудительного прекращения права на земельный участок.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет правила расчета утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2025 № 1713 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291» утверждены изменения в действующие правила взимания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств.
Указанным правовым документом изменена методика расчета утилизационного сбора. Например, если ранее размер утилизационного сбора зависел от объема двигателя транспортного средства, то со вступлением в силу данного постановления размер утилизационного сбора будет рассчитываться исходя из объема и мощности двигателя транспортного средства. При этом данные изменения будут действовать и на транспортные средства, ввозимые в Россию гражданами для личного пользования.
Изменения не коснуться автомобилей, ввозимых для личного пользования, мощность двигателя которых не превышает 160 лошадиных сил (117,68 кВТ), для них по-прежнему будет действовать льготный утилизационный сбор, размер которого составляет 0,17 и 0,26 от базовой ставки утилизационного сбора (20000 руб.), соответственно размер утилизационного сбора для таких автомобилей будет составлять 3400 руб (для нового автомобиля) и 5200 руб. (для автомобиля старше 3 лет). Напомним, что льготная ставка утилизационного сбора действует только для автомобилей, которые не подлежат перепродаже третьим лицам в течение 12 месяцев с момента оформления приходного таможенного ордера
Для всех остальных автомобилей, мощность которых превышает 160 лошадиных сел размер взимаемого утилизационного сбора возрастет. Например, если до 1 декабря 2025 года размер утилизационного сбора для нового автомобиля, ввозимого для личного пользования, с рабочим объемом двигателя 2 литра и мощностью 238 лошадиных сил составлял 3400 руб., то с вступлением в силу новых правил расчета размер утилизационного сбора для автомобиля с такими характеристиками будет составлять 842 000 руб.
Указанные изменения вступил в силу с 1 декабря 2025 года.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет изменения, внесенные в законодательство об отходах
С 1 сентября 2025 года действуют новые Правила формирования, корректировки и утверждения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2025 № 1093 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 1305».
Также указанные правила приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 26.12.2024 г. № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно новым правилам в Федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности дополнительно включаются перечень муниципальных образований, на территориях которых допускается накопление отдельных видов отходов I и II классов опасности на срок не более чем 24 месяца и их хранение на срок более чем 24 месяца, и перечень отдельных видов отходов I и II классов опасности, накопление которых допускается на срок не более чем 24 месяца и хранение которых допускается на срок более чем 24 месяца.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств с участием несовершеннолетних продолжают оставаться одной из серьезных социальных проблем. Законодателем преступления в сфере незаконного оборота наркотиков отнесены к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности (глава 25 Уголовного кодекса РФ). Уголовно наказуемыми считаются: незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков без цели сбыта в крупном и особо крупном размере (ст. 228 УК РФ); незаконное производство, сбыт или пересылка (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота наркотических средств (ст. 228.2 УК РФ); незаконное приобретение, хранение, перевозка прекурсоров наркотических средств (228.3 УК РФ); незаконное производство, сбыт или пересылка прекурсоров (ст. 228.4 УК РФ); хищение либо вымогательство наркотиков (ст. 229 УК РФ); контрабанда (ст. 229.1 УК РФ); склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств (ст. 233 УК РФ).
Как показывает следственная практика вовлечение подростков в незаконный оборот наркотических средств все чаще происходит с использованием социальных сетей и мессенджеров, где им поступают предложения о легком и доступном заработке, позволяющем получить высокий доход в короткие сроки, и ложным заверением о том, что незаконная деятельность не будет выявлена сотрудниками правоохранительных органов.
Соглашаясь на такие «предложения о работе» несовершеннолетние начинают совершать преступные действия по сбыту наркотиков. Как правило, распространение наркотических средств осуществляется путем их размещения в тайниках (закладках). Вместе с тем подростки не задумываются о последствиях и грозящем для них наказании.
Перечисленными выше статьями Уголовного кодекса РФ предусмотрены наказания как в виде штрафов, обязательных и исправительных работ, так и в виде лишения свободы. При этом наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетним на срок до десяти лет с отбыванием в воспитательных колониях.
Уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Исключением является хищение и вымогательство наркотиков, ответственность за которые наступает с 14 лет.
Существенным дополнением к уголовно-правовым мерам борьбы с наркоманией, содержащимся в УК РФ, является примечание к ст. 228 УК РФ, которым предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при незаконных действиях с наркотиками. В соответствии с ним лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет: С 04.11.2025 уточнены основания для предоставления льгот несовершеннолетним работникам
Внесенными изменениями устанавливается, что в отношении лиц в возрасте до 18 лет может осуществляться резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или определение для них числа рабочих мест для трудоустройства.
В случае приема на работу лиц в возрасте до 18 лет им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Указанным лицам предоставляются гарантии и льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, расторжении трудового договора и другие гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации. В отношении указанных лиц также может осуществляться резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или определение числа рабочих мест для трудоустройства таких граждан
При этом не исключается возможность регламентации вопросов по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних работников в нормативных правовых актах субъектов РФ.
Федеральный закон вступил в силу 04.11.2025
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняетФедеральный закон от 29.09.2025 № 363-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
С 1 марта 2026 года уточняется порядок использования лесов в целях строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, создания и расширения территорий морских и речных портов.
Установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, в том числе образующих водохранилища и иные искусственные водные объекты, размещения водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов осуществляется в случае, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения.
Также запрещается перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных в пользование в соответствии с Лесным кодексом для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, в том числе образующих водохранилища и иные искусственные водные объекты, размещения водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет: расширен перечень наказаний за мелкое взяточничество
Федеральным законом от 23.07.2025 № 218-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, согласно которому расширен перечень наказаний за совершение преступления, предусмотренного статьей 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации - мелкое взяточничество.
Соответствующими изменениями, с 20.01.2026 санкция части 1 статьи 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации дополняется наказанием в виде назначения принудительных работ на срок до одного года.
Кроме того, за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в настоящее время предусмотрены следующие виды наказания:
штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
исправительные работы на срок до трех лет;
ограничение свободы на срок до четырех лет;
лишение свободы на срок до трех лет.
С 20.01.2026 санкция части 2 статьи 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена наказанием в виде принудительных работ, которые могут быть назначены за совершение указанного преступления на срок до трех лет.
Новосибирская транспортная прокуратура информирует о расширении перечня полномочий, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2025 № 1900 (далее - Постановление) внесены изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398.
Соответствующим Постановлением расширен перечень полномочий, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В частности, к ведению Федеральной службы по надзору сфере транспорта отнесено расследование и учет транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также расследование и учет транспортных происшествий и иных событий, не связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта, и с осуществлением производственной деятельности, предусмотренной трудовым законодательством РФ, с участием перевозчика.
Постановление вступает в силу с 01.09.2026.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет об уведомлении о склонении к совершению коррупционного правонарушения
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Невыполнение данной обязанности, является правонарушением, и влечет увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет о противодействии в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
С учетом развития информационно-телекоммуникационных технологий, развивается и преступность в указанном направлении, в связи с чем, остро стоит вопрос противодействия обману и хищениям, совершенным с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Например, злоумышленник звонит человеку, являющемуся пользователем банковской карты (под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка), и выясняет пароль, сославшись на необходимость решения проблемы в компьютерной системе или с банковским счетом.
Преступники, представляясь сотрудниками банка, а также представителями правоохранительных органов, ложно информируют граждан о попытках хищения с их счетов денежных средств или оформления от их имени кредитов, для предотвращения которых требуется самостоятельное получение кредита и перевод денежных средств на «безопасный счет». Дистанционные хищения также совершаются посредством размещения на открытых сайтах в сети «Интернет» заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение, которое в дальнейшем перечисляется на банковский счет виновного лица. Денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными банковскими сервисами.
То же самое касается и банковских карт: похитителями совершаются покупки путем оплаты товаров бесконтактным способом, при наличии пароля доступа – деньги снимаются в банкоматах. Так называемый фишинг - техника «социальной инженерии», направленная на получение конфиденциальной информации.
Обычно злоумышленник посылает потерпевшему e-mail, подделанный под официальное письмо – от банка или платежной системы – требующее «проверки» определенной информации, или совершения определенных действий.
Это письмо как правило содержит ссылку на фальшивую веб- страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести необходимую для преступников информацию – от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.
Преступники реализуют множество других способов и инструментов для завладения чужими деньгами: используют дубликаты сим-карт потерпевших, а также устройства-скиммеры, считывающие информацию, содержащуюся на магнитной полосе банковской карты для последующего изготовления ее дубликата.
Рассылают в социальных сетях со взломанных страниц пользователей сообщения их знакомым с просьбами одолжить деньги, внедряют вредоносные программы в системы юридических лиц, похищают электронные ключи и учетные записи к ним в офисах организаций и т.д. Активно применяются возможности «IP-телефонии».
С использованием различных компьютерных программ и интернет-ресурсов формируются любые номера абонентов, в том числе выдаваемые за номера правоохранительных органов и кредитно-финансовых организаций.
Кроме того, существуют способы мошенничества, когда инициатива передачи денежных средств мошенникам происходит по собственной инициативе граждан. Получают все большее распространение мошенничества, прикрываемые привлечением денежных средств в инвестиционные проекты, в том числе криптовалюта, участие через брокера в операциях на фондовых рынках.
Перед тем как переводить свои денежные средства необходимо убедиться в наличии у организации лицензии на привлечение денежных средств граждан, лицензии на ведение брокерской деятельности - реестр брокеров размещен на официальном сайте Банка России.
Кроме того, не следует переводить и передавать денежные средства незнакомым лицам, действующим под различными предлогами, в том числе по поручению или от имени родственников или знакомых.